Новые семьи для юных курян
Обычно в рубрике «Ищу маму» мы рассказываем о малышах из курского Дома ребенка. На этот раз, решив изменить традиции, отправились в школу-интернат №2 в пригородном поселке Моква.
Мечтает о планшете и новой семье
В планах областного комитета образования – реорганизация учебного заведения. Через год здесь будут учиться ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для них уже построен большой медицинский корпус с новейшим оборудованием, предстоит переделать спальни и учебные кабинеты. Судьба же трех десятков детей, которые сейчас учатся в интернате, пока под вопросом. Возможно, уже в следующем году им предстоит привыкать к другой школе. А может, хлопоты, связанные с переездом, будут приятными, если вместо учителей и воспитателей у них будут настоящие папа и мама.
За очаровательной и слегка лукавой улыбкой Илья прячет смущение. «Спрашивают про уроки, неужели опять домашнее задание проверять будут?» – читается в его глазах. Учеба второкласснику дается непросто. «Если с ним индивидуально позаниматься, мог бы догнать сверстников», – вздыхает классный руководитель Людмила Гарбузова.
Но сегодня Илья отличился: на открытом уроке по математике рассказывал одноклассникам про свойства умножения. «От перестановки мест множителей произведение не меняется, – с гордостью за выученный урок повторяет он для нас. – А еще мы на доске соединяли числа – и получилась ракета!»
Мечты восьмилетнего мальчишки просты и бесхитростны: планшет, чтобы играть в игры, и настоящая семья. О первом он, кажется, может говорить часами, жадно изучая глазами гаджеты в руках нашего фотографа. Когда заходит речь о семье – опускает голову, пряча взгляд. О человеческих отношениях Илья знает не так много. Это не математика, где достаточно запомнить правило, такую науку надо постигать втроем: с любящими папой и мамой.
«Лучик» третьего класса
В третьем классе всего два ученика. Ни списать, ни за чужой спиной отсидеться – весь урок перед учителем, как на ладони. Но 10-летнему Сашке уловки не нужны, знания даются ему легко, а учеба доставляет удовольствие. «Очень большие надежды на этого мальчика, – замечает классный руководитель Татьяна Морозова. – Только посмотрите, сколько у него дипломов!»
Во внушительной папке разноцветные картонные листки: среди стандартных «За успехи в учебе», «За активное участие в творческой жизни» встречаются и действительно редкие образцы. Например, за 1-е место в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку и математике «Эрудит». На викторине по истории Зимних Олимпиад Саша занял второе место.
– Любимый предмет – русский язык, – говорит мальчик, заглядывая в мой блокнот. – Кстати, вы в слове «язык» ошибку сделали!
– Это буква «я», просто у меня почерк такой.
– А нас учат писать аккуратно, – смущается Сашка.
На учебе круг интересов третьеклассника не замыкается. После уроков он обычно спешит на секцию дзюдо или кружок авиамоделирования. «Лучик, так мы его зовем, – улыбается Татьяна Викторовна. – Смотришь на него, и душа радуется!»
Паша сочиняет стихи и читает рэп
За два года в интернате Паша так и не нашел друзей. Попал сюда, когда коллектив уже сформировался. Другие мальчишки настороженно приняли тихого паренька, который шумным компаниям и проказам предпочитает книжку. Неудивительно, что любимым предметом в школе у семиклассника стала литература. «Сейчас мы Маяковского проходим. Интересный поэт, но слишком вызывающий, – рассказывает он. – Мне больше нравится Некрасов, у него стихи легкие и красивые».
На досуге Паша сам пишет стихи. Ученическая тетрадка в клеточку вся заполнена слегка неровными строчками. Ее мальчик почти никому не показывает, разве что дает почитать изредка навещающему старшему брату. «Мы с ним записываем альбом, рэп читаем, – говорит Паша. – Одноклассники этого не понимают, им рок и попса нравится. А у нас тексты для людей повзрослее: про жизнь, любовь и горе».
Последнего паренек хлебнул сполна: неблагополучная семья, неудачное усыновление. «30 декабря, как раз под Новый год не стало отца. Мы тогда уже в другой семье жили, – рассказывает он немного отстраненно, будто повесть на уроке литературы вспоминает. – До сих пор помню, как сестра, вся белая, сжимала телефонную трубку и молчала. Наверное, хорошо, что мне тогда всего 10 лет было, еще не очень хорошо все понимал».
«Спокойный, тихий ребенок, ласковый, – отзывается о нем классный руководитель Алла Боброва. – Мы действиетльно часто видим его с книжками. Причем это может быть и художественная литература, и, например, «Евангелие».
Рэп для Пашки – не просто подростковое увлечение и способ самовыражения. Он настроен серьезно, ходит на уроки вокала. Кроме того, занимается пауэрлифтингом и баскетболом. «Паш, а про танцы ты почему не рассказал? – подбадривает классный руководитель. – Он у нас на последнем мероприятии знаете как брейк-данс танцевал! Всех потряс». «Там ничего особенного. Дядя научил стоять на голове и руках, когда мне еще года два было, – смущается паренек. – А я просто вспомнил и немного порепетировал».
* * *
Принять в семью школьника со своими интересами и проблемами, с почти сложившимся внутренним миром и часто непростой историей за плечами – для многих решение еще более непростое, чем усыновить малыша. Но Паша, Илья, Саша, как и другие мальчишки и девчонки из интерната, все же надеются, что рано или поздно у них появится место, которое они назовут домом. И люди, которым можно сказать самые простые, но самые главные слова: «Мама и папа».
Подробности можно узнать в администрации Сеймского округа Курска по адресу: Курск, ул. Парковая, 1, каб. 402. Тел. (4712) 37-28-63.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА, фото Андрея КОРНИЛОВА