Все, что нужно знать родителям будущего первоклашки
Приближается конец учебного года, а вместе с ним – начало следующего. Что до первого сентября рукой подать, особенно ощущается сейчас, в апреле, когда в школах началась запись «новобранцев» – будущих первоклассников. Для детей, родителей и школы событие это ответственное, волнующее и чреватое конфликтами. Об этом свидетельствует возросшее число писем и телефонных звонков в редакцию.
Конкурсы среди «первачков» незаконны
Существует ряд простых и четких правил приема детей в первые классы, вытекающих из Закона «Об образовании» и других нормативных документов. Знать их родителям, как законным представителям детей, необходимо, чтобы грамотно защищать свои права. Пояснения мы получили у работников комитета образования Курска.
Самая распространенная жалоба родителей, звонивших в «ДДД»: чтобы записаться в первый класс, ребенок должен пройти тестирование. Кое-где предупреждают: родителям на тестировании присутствовать нельзя. А в одной из школ посоветовали даже по мере возможности подготовиться к этому мероприятию: мол, от результатов зависит, в какой класс попадете. Это незаконно, и Минобразования, и комитет образования Курска не однажды разъясняли: тестирование как форма проверки знаний, умений, навыков ребенка при приеме в первый класс не разрешается. Другое дело – собеседование при приеме в школу: оно допустимо.
В чем принципиальное отличие? Как пояснил председатель комитета образования Курска Сергей Токарев, собеседование не ставит целью проверку знаний или умений – читать, писать, считать. Это лишь знакомство с ребенком, с его возрастными, психологическими, физиологическими особенностями. Участие в собеседовании принимают учитель, психолог, а может, и логопед, если он есть в штате. Особо подчеркнем: родители имеют полное право присутствовать на собеседовании. Проходит оно в форме диалога, а не экзамена. И по его результатам никакой оценки не дается. Исходя из своих наблюдений, члены психолого-педагогической комиссии могут лишь дать рекомендации родителям, на что обратить особое внимание: например, советуют в оставшиеся до первого сентября месяцы побольше читать ребенку книг, чтобы пополнить его словарный запас; помочь научиться отвечать на элементарные вопросы, и не односложно, а развернуто. Необходимо, конечно, чтобы будущий первоклассник знал свою фамилию, адрес – это нужно для его же безопасности, ведь со временем он самостоятельно будет добираться до дома. В этом и состоит задача собеседования.
В класс коррекции только с согласия родителей
И все же даже во времЯ такой беседы педагогу нетрудно увидеть, что уровень готовности к школе у детей разный. А значит, можно заранее распределить их по классам: скажем, 1 «а» – «самые-самые», 1 «б» – дети послабее, а 1 «в» – и вовсе класс коррекции, – все еще сомневаетесь вы. Никакой градации по способностям в первом классе быть не должно. Нельзя глубоко разобраться в маленьком человеке за 20–30 минут общения с ним. Что можно узнать о свойствах его памяти, типе мышления, каких-то поведенческих моментах? Все это еще предстоит понять именно в первом классе. Идет адаптационный период, его цель – изучение личности ребенка, развитие качеств, необходимых для успешной учебы в старших классах.
То, что дошкольник умеет, скажем, читать или писать, не дает ему преимуществ перед теми, кто читать не умеет. Все научатся чтению в первые полгода. Многие учителя начальных классов говорят: лучше бы дети не умели читать, а знали только алфавит. Потому что родители порой учат чтению неправильно, и это затрудняет дальнейшую работу учителя.
И все же коррекционные классы имеют место быть. Это – тема больная и дискуссионная. Но в течение первого полугодия первоклассники, как бы ни разнились они по своим возможностям, должны учиться вместе. Если же обнаруживаются какие-то серьезные отклонения, физиологические или психические, создается комиссия из узких специалистов – психиатр, медики, учитель, логопед – проводится консилиум, обязательно с участием родителей, принимается какое-то решение. Но перевести ребенка в класс коррекции можно только с согласия родителей.
Даже если речь идет об экспериментальной школе или гимназии, педагоги не имеют права по результатам собеседования заявить родителям: знаете, у нас программа трудная, требования повышенные, с первого класса языки изучаем, вашему ребенку сложновато будет, поищите школу попроще. Запомните: конкурса в первые классы у нас нет, и ни одна школа его вводить не вправе, это – нарушение прав детей на образование. Закон не дает никаких преимуществ гимназиям и специализированным школам. Единственная причина, по которой ребенка в первый класс могут не записать: если родители выбрали школу не по месту жительства (а мы ведь сегодня вольны выбирать), но свободных мест уже нет. Тогда придется обратиться в другую школу. Никаких иных оснований для отказа быть не может.
По этому поводу в прошлом году была, помнится, жалоба такого рода: «Мест нет, – сказали родителям в одной престижной школе, – но если внесете энную сумму, то найдем...» В таких случаях нужно сразу обращаться в районный отдел или в комитет образования. Не имеет права школа и справки о зарплате с родителей требовать...
Родителям на заметку
Подведем итог: что требуется от родителей, чтобы записать малыша школьного возраста (это не менее 6 с половиной лет) в первый класс?
Нужно написать заявление на имя директора школы и представить медицинскую карту ребенка. Все! Гораздо больше обязанностей по подготовке к приему первоклашек закон возлагает именно на школу, а не на родителей и детей. Администрация обязана ознакомить родителей с уставом школы и другими документами, которые регламентируют ее работу. Обязана сообщить, по какой системе обучения работает тот или иной учитель. Как известно, их три – система Занкова, Давыдова и традиционная. Родители вправе выбрать для своего ребенка ту, которая им кажется предпочтительней. В школе должен быть оформлен стенд, где черным по белому прописано: первоклассники у такой-то учительницы занимаются по таким-то учебникам. Сегодня выбор учебников велик – по каждому предмету до десятка. Чтобы не разорять родителей, ежегодно утверждается перечень необходимых учебников – по каждому предмету и для каждого класса. Однако нередки случаи, когда учителя проявляют ненужную инициативу и предлагают родителям: мол, необходимо приобрести дополнительно такой-то учебник. Это недопустимо. Вопрос о любых дополнительных учебниках, помимо «базовых», должен решаться только на родительском собрании.
Надеемся, наши разъяснения помогут освободиться от стресса тем родителям, которые «наэлектризованы» ожиданием предстоящей встречи со школой, и ребятишек настроить на спокойный лад. Напоследок советуем не тянуть с записью в школу, сделав это сейчас, в апреле–мае. Многие педагоги стремятся заранее объединить своих будущих питомцев каким-то общим делом, проводят с ними экскурсии, посещают театры. Учитель уже наблюдает за детьми, рождается коллектив, и ребенку легче будет войти в новый для него школьный мир. Кроме того, во многих школах проводятся воскресные занятия для первоклассников – это тоже полезно. А если все же возникают какие-то конфликтные ситуации, лучше сразу обратиться за помощью в комитет образования или в редакцию «ДДД». Всегда готовы помочь!
Соб. информ. «Друг для друга»