Тайны запасников курского музея
Областной краеведческий музей считается одним из лучших в Центральном Черноземье. Но коллекции, которые видят посетители в выставочных залах, – лишь верхушка айсберга. Большая часть ценностей хранится в запасниках музея.
Где еще можно увидеть японскую вазу 18-го века, стоящую под столом, или мебель 19-го века на антресолях метрах в шести от пола? Сотрудники краеведческого устроили для корреспондентов «ДДД» не совсем традиционную экскурсию. Мы – первые журналисты, которым довелось побывать в «святая святых» – запасниках музея.
«Полцарства» за ружье
- Какова же стоимость всех этих коллекций? – наивно спрашиваем мы.
– Они бесценны в культурном плане, – старается удовлетворить наше любопытство Елена Алферова, главный хранитель музея. – Но если вас так интересуют суммы, могу привести пример. Недавно открытому ресторану «Аристократъ» мы передали для экспозиции фарфоровый сервиз, страховая стоимость которого миллион рублей.
В музее есть также уникальная коллекция оружия. Дагестанцы, как-то открывавшие на родине музей Шамиля, просили курян продать ружье, когда-то принадлежавшее их знаменитому земляку. Предлагали фантастические для хранителей истории суммы, даже обещали построить новое здание для музея. Но когда узнали, что ценный экспонат был подарен Шамилем князю Барятинскому, отказались от своих требований: «Подарки – это святое».
Воров работники музея не боятся. Утверждают, что защищены их сокровища хорошо, но всех секретов раскрывать не стали. Мы только краем уха услышали про четыре уровня сигнализации, да полюбовались на охранника с автоматом, встречающего всех у входа. «Здесь хранятся все наши картины», – удивленно оглядываем комнату – в ней нет ни одного полотна. Зато есть приставная лестница и какое-то отверстие в потолке. Оказывается, что высокая комната разделена на два «этажа». Поднимаемся по шатающимся ступеням. Фанерный пол на втором этаже подозрительно прогибается при ходьбе. Помещение буквально забито картинами. Самые большие постоянно находятся в выставочном зале, так как больше просто никуда не вмещаются. Наш фотограф озадаченно рассматривает «дырку» под ногами. Только что он едва не оступился. –«Через это окно мы опускаем картины».
Больше всего в хранилище боятся пожара. В чрезвычайной ситуации много полотен через такую «дырку» не спасешь: «Когда электрики дополнительное освещение устанавливали, они нашу проводку «музейной редкостью» обозвали. Сказали, что такое только в учебниках видели».
Танцующие привидения
Чтобы заинтересовать посетителей, экскурсоводы иногда придумывают красивые легенды:
– У нас висит семейный портрет из имения в Мокве. Однажды экскурсанты попались не очень внимательные. И чтобы создать необходимую атмосферу, мы рассказали: когда в музее выключают свет и все расходятся по домам, девушки с портрета начинают вальсировать по залу. Посетители были из Мантурово. Слух распространился быстро. И когда приехала следующая экскурсия из этого поселка, первый вопрос к экскурсоводу был: «А где у вас девушки, которые тут танцуют по ночам?»
В хранилище для фарфора ценнейшей посудой набито несколько шкафов. Чтобы работать здесь, надо иметь железные нервы и навыки акробата. Когда требуется достать экспонат из глубины шкафа, все мешающие предметы составляются на пол. При этом в тесной комнатушке вовсе не остается свободного места. Попробуйте, балансируя на одной ноге, достать что-нибудь с верхней полки. Не забудьте, что вокруг фарфор на тысячи рублей: одно неверное движение – и от коллекции останутся одни черепки. В этой ситуации кажется вполне уместным, что японская ваза стоит под столом – самое безопасное место.
– Даже чихнуть тут лишний раз боимся, – шутят экскурсоводы.
Мы тоже предпочли не рисковать и поспешили в следующее хранилище. Его «хозяйка» – хранитель фондов Оксана Шибета – без труда могла бы заняться модным сегодня индустриальным альпинизмом: навыков достаточно. Ежедневно ей приходится карабкаться по шестиметровым стеллажам с мебелью. Среди вспомогательного «оборудования» – только табурет и метровая лестница.
Все предметы в музее описаны, внесены в подробные каталоги. Кажущееся хаотичным нагромождение систематизировано: найти необходимую вещь сотруднику музея не составляет проблем. Проблема в том, чтобы достать ее. Запасники занимают всего 300 квадратных метров. Тогда как оптимальная площадь для такой коллекции – шесть тысяч «квадратов».
– В такой тесноте практически невозможно работать, – рассказывает Елена Алферова. – Ведь вещам, как и людям, требуется простор. Например, ткани должны висеть, а не лежать сложенными в стопки. От этого на них образуются заломы, старинные костюмы тлеют. Книги покрываются плесенью. А у нас есть такие раритеты, как, например, Евангелие 16-го века. Потерять их – катастрофа.
На столетний юбилей музей получил подарок от муниципальных властей – новое здание на улице Дзержинского для литературного музея. Но воспользоваться щедрым даром до сих пор не смогли – здание занимает коммерческая фирма. Бывшие же архиерейские палаты, где сейчас находится краеведческий, просит освободить епархия. Так что бесценная коллекция находится между двух огней. Не окажется ли она на улице, покажет время.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА