Дети и мобильный: инструкция к применению
Когда устаешь выглядывать в окна и обзванивать друзей пропавшего куда-то ребенка, хвататься за сердце и бегать по кварталу с вопросом: «Не видели такой девочки с косичкой?» – встает вопрос о покупке мобильного телефона. (Продолжение. Начало в прошлом номере).
Не забудьте выключить телефон
В прошлом году моя дочь-подросток со всем классом ходила в театр. После спектакля учительница выражала недовольство поведением детей, непрерывно славших друг другу сообщения, а дети возмущались претензиями приставучих взрослых, которые зачем-то заставляют выключать телефон: «Ну нереально человеку в 14 лет три часа прожить без телефона!» — возмущенно заявила девочка из класса — ни дать ни взять министр МЧС.
Некоторые родители почему-то думают, что их дети уже рождаются со знанием простых правил этики. Им даже в голову не приходит объяснять такие элементарные, с их точки зрения, вещи своим отпрыскам. А отпрыски эти, как неожиданно выясняется, видят в требовании выключить телефон самодурство взрослых и нарушение своих прав. Они умудряются болтать по телефону на уроке, посылать на контрольных друг другу подсказки по SMS: «У тебя че в 8 номере?» — «x квадрат». Им и в голову не приходит, что включенный телефон на уроке, лекции или в театре — это неприлично и непозволительно.
В мире борются с этой напастью очень жестко: в Нью-Йорке пару лет назад телефоны запретили вносить в школьные здания и хранить даже в выключенном виде в гардеробных шкафчиках. Иначе телефон просто изымают, невзирая на справедливое возмущение семей.
Почему меня все контролируют?
Если школа не борется с напастью, дома все-таки стоит попытаться вогнать стихию в разумное русло. Читать архив SMS-сообщений ребенка все-таки не стоит: разумеется, в нем есть интересные штрихи к портрету вашего чада, но тайна переписки есть тайна переписки. Всякий ребенок теряет уважение к родителю, который лезет в его дневники или письма.
А вот заказать детализацию счета — совсем нелишне: в конце концов, это ваши деньги. Но глупо было бы изучать счет самостоятельно и потом учинять репрессии — чадо надуется и постарается лучше шифроваться, вот и все. Посмотрите на счет вместе с ребенком, и он наверняка будет искренне потрясен тем, какие суммы на какие глупости он тратит.
Коллега из вышеприведенного примера приносила домой детализированные счета — и свои, и дочери. В первый же месяц выяснилось, что Катя тратит на телефон примерно втрое больше, чем мать, и львиная доля расходов приходится на описанные выше развлечения и излишества.
Поначалу Катя бунтовала. Меняла пароль доступа к счету, отменяла его присылку, кричала со слезами: «Почему меня все контролируют?!» Кроме того, счет показывал бурную телефонную активность после полуночи и во время уроков. Мать заставила дочь изъять свою анкету из раздела «Знакомства». Несколько месяцев подряд каждые две недели брала подробный счет и садилась вместе с Катей его изучать, изыскивая резервы экономии. Оговорила сумму, которую можно пробалтывать и проигрывать в неделю — и какое-то время дальнейшие расходы покрывались из Катиных карманных денег. Примерно через полгода девочка стала пользоваться телефоном совершенно разумно, расходы сократились, нужда в постоянном контроле отпала.
Детализация счета не должна быть инструментом репрессии, вводимым, как в этом случае, после из ряда вон выходящего события. Это нормальный инструмент планирования, позволяющий очень наглядно объяснить ребенку, на что и в каком количестве он тратит деньги. Прежде всего, естественно, надо договариваться, что приемлемо, а что нет. Договоритесь, как часто можно заказывать или скачивать мелодии или картинки, какими сервисами можно пользоваться, а какими лучше не стоит.
Эксцессы на первых порах неминуемы: ребенок, вооруженный телефоном, все равно сунет свой нос всюду, куда дотянется, даже если и было строго сказано «нельзя». Карать стоит не за первое, а за повторное или систематическое нарушение договоренностей. Пусть ребенок учится планировать свои расходы. Лучшая политика — полная открытость и сотрудничество с ребенком, компромисс между его и вашими интересами.
И наконец, посмотрите, отчего это вашего ребенка так тянет общаться с кем попало и менять по десять мелодий в день. Если он проводит часы за рассылкой SMS-ок, значит, ему скучно и одиноко, и никакое «сел бы книжку почитал» эту проблему не решит. А значит, надо подыскать ему новые впечатления, поле деятельности и круг общения вне школы. Если он такой специалист по нажиманию кнопочек — поищите компьютерные курсы или кружок. Ищите театральную студию, секцию, бассейн, тренинги по общению, хорошие языковые курсы, срочно задумайтесь, чем занять свое дитя на ближайших каникулах, откуда он будет получать впечатления, с кем общаться, если сидит один дома, а вы на работе.
Бесполезную дорогую игрушку, на которую зря уходят деньги и время, вполне можно превратить в обыкновенное средство связи, а также воспитания воли и обучения планированию. Надо только этим заняться.
Анна Гамалова