Потребителя вооружили поправками
С 12 декабря вступают в действие поправки в Закон «О защите прав потребителей». Они приняты осенью и подписаны президентом в конце октября. Новая редакция закона подарила покупателям и потребителям услуг неплохие аргументы для споров с продавцами бракованных товаров и нерадивыми исполнителями услуг.
Правда о кредитах и маркировке
При выдаче кредита банки теперь обязаны не только называть сумму, которую в итоге должен выплатить заёмщик, но и указывать в договоре график погашения.
Таким образом, при продаже товаров в кредит потребителю в обязательном порядке должна быть дана информация об условиях предоставления и погашения кредита.
Впрочем, такое же требование с 1 июля установил для финансовых учреждений Центробанк РФ. Но не все организации поспешили раскрыть карты перед своими клиентами.
Ещё бы, кого заманишь признанием, что эффективная процентная ставка по кредиту достигает 90 — 124 процентов годовых, тогда как в рекламе красуется цифра 29. Теперь давать информацию о реальной сумме обязаны все банки.
Кроме того, законодательно прописано требование информировать покупателей о том, есть ли в продуктах генетически модифицированные организмы.
Если содержание ГМО превышает 0,9 процента от объёма, необходима специальная маркировка. Ранее подобная норма значилась только в СанПиНе, теперь — в законе, что повышает статус требований и ответственность за их нарушение.
Ремонт не вечен
Наиболее важные изменения связаны с условиями гарантийного ремонта. Теперь любителей затягивать эту процедуру накажут рублём. Ранее потребитель часто попадал в дурацкую ситуацию.
Сломался телевизор или холодильник — в ремонте по гарантии покупателю вроде бы не отказывают, но при этом исправление брака затягивается на месяцы.
То детали нужной нет, то мастер заболел, то ещё какая-нибудь причина найдётся И подобная ситуация достаточно распространённая.
По новому закону в письменном соглашении назначаются точные сроки любого ремонта, причём они не должны превышать 45 дней.
Что касается гарантийных работ, если вещь продержали в ремонте более 30 дней (на год гарантии), то потребитель имеет право заменить товар на новый или потребовать возврата денег. Причём полностью — без всяких скидок на износ и амортизацию.
Что касается доставки предварительно оплаченных товаров, точность поставщика также стимулируется денежным штрафом. Если покупку не привезли вовремя, продавец должен заплатить потребителю неустойку — 0,5 процента от стоимости товара за один просроченный день.
Впрочем, штрафные санкции существовали и раньше, но были на порядок ниже — 0,05 процента. Теперь же, к примеру, дождавшись доставки кухонного гарнитура ценой в 50 тысяч рублей с опозданием дня на четыре, вы можете требовать тысячу рублей за просрочку.
Возврат при любом браке
Как известно, существует перечень технически сложных товаров. В него входят автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы и мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, автоматические стиральные машины, персональные компьютеры, тракторы, мотоблоки и мотокультиваторы.
Заменить такие товары (или забрать уплаченные деньги) раньше можно было только в случае обнаружения в них существенных недостатков. Теперь позиция потребителя значительно усилена.
В течение 15 дней он может вернуть покупку в магазин при обнаружении в ней не только существенных недостатков, но и любого, пусть даже мелкого брака.
К примеру, телевизор показывает, но с помехами, автомобиль едет, но дверь не сразу закрывается, а стиральная машина работает, но шланг прохудился. Потребитель вправе отказаться от ремонта и запросить новую вещь.
По новому закону возможен возврат и по истечении 15-дневного срока. Но при одном из условий:
обнаружен существенный недостаток товара;
нарушены сроки устранения недостатков товара;
не было возможности использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Сам себе защитник
Каким бы хорошим ни было законодательство, лучше всё же не попадать в ситуацию, когда придётся бороться за свои права. Учитесь разумно и грамотно делать покупки.
Прежде чем отдать деньги за товар или услугу, постарайтесь получить всю возможную информацию о них. Не заключайте договоры на выполнение услуги по телефону.
А подписывая письменный договор, удостоверьтесь, что в нём прописаны условия и сроки выполнения работ, есть информация об исполнителе, адрес и обязанности.
Специалисты предупреждают, что не следует предъявлять продавцу сразу несколько требований. Выберите что-то одно: бесплатный ремонт товара или его замену, расторжение договора купли-продажи или соразмерное уменьшение стоимости вещи, у которой обнаружены недостатки.
Выдвигать другое требование можно лишь в том случае, когда первое осталось без удовлетворения. Все спорные вопросы с торгующей организацией решайте только в письменном виде.
На претензии продавец обязан поставить свою подпись и дату. С этого времени будет отсчитываться срок, отпущенный на рассмотрение заявления. Удачных вам покупок!
Алла СКРИПОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 49 (687) от 4 декабря 2007 года
Состоялся розыгрыш главных призов от ОАО «Губкинский мясокомбинат»
Курский филиал ОАО "Банк Москвы": Обезличенные металлические счета приумножат ваши сбережения!