Как вытянуть Россию на новую орбиту
Подушевые инвестиции в современной России достаточно высоки – на уровне 1970-х годов. Но для того, чтобы вытянуть страну на новую орбиту развития, их уровень недостаточен: требуются опережающие вложения в жилищное строительство, сельское хозяйство и потребительский сектор. Такие выводы сделал деловой журнал «Эксперт», сравнив реальную инвестиционную активность в РФ и СССР.
Верить можно
В год в России возводятся сотни заводов, цехов, электростанций, трубопроводов и птицефабрик. 10 лет назад таких объектов были единицы. Уровень текущей инвестиционной активности высок. Но насколько? Чтобы ответить на этот вопрос, «Эксперт» сравнил уровень капвложений с Советским Союзом, который всегда отличался высокими производственными инвестициями. Знать, как мы выглядим на фоне СССР, весьма интересно и поучительно.
Результат кропотливой работы представлен на графике и в таблице. Мы находимся на уровне 1978 года и лишь процентов на пятьдесят уступаем по подушевым инвестициям позднесоветским рекордным показателям второй половины 1980-х. Итог ошеломляющий. Те, кому за сорок, помнят 1970-е годы, время великих строек: БАМ, Саяно-Шушенская и Усть-Илимская ГЭС, Курская и Ленинградская АЭС, освоение Уренгойского и Ямбургского газовых месторождений. Как бы ни были велики современные достижения, они интуитивно скромнее тех советских. Корректность расчета подтвердили в Росстате. Но почему тогда не оставляет ощущение, что в 1970-е годы страна инвестировала больше, чем ныне?
Другая структура инвестиций
Первая гипотеза – в СССР, в отличие от современной России, в структуре капвложений доминировала промышленность – не подтвердилась. И сейчас, и тогда доля промышленности в структуре капвложений составляет порядка 35–38% (см. таблицу). Значит, причины расхождений в ощущениях надо искать в иной плоскости.
Одна из них: современные капвложения зиждутся на современных технологиях. А это, как правило, импорт, причем дорогостоящий. Условно говоря, сегодня на 1 рубль сопоставимых денег можно получить меньше станков, чем в советские времена, хотя и намного лучшего качества. В итоге сейчас за одни и те же деньги можно построить меньше заводов и фабрик, чем в 1970-е.
Другая причина – дешевый труд. Строительство всегда связано с большим количеством тяжелого физического труда. В СССР он стоил крайне дешево: ударные комсомольские стройки, использование миллионов заключенных для возведения крупных промышленных объектов. Сейчас за труд платят более адекватные деньги. Быстрое возведение политически мотивированных инфраструктурных объектов ведет к многократному удорожанию. А чем дороже стройки, тем их меньше. Сегодня в структуре инвестиций на транспорт, в основном трубопроводный, приходится до 25% вместо объективно оправданных 10–15% времен СССР (см. таблицу). И это тоже сказывается на эффекте восприятия инвестиционной активности сейчас и 30–35 лет назад.
Третье обстоятельство: в нынешней структуре промышленного строительства значимы производства, заточенные на выпуск конечной продукции и потребительский сервис. В РСФСР преобладало крупное индустриальное строительство. Все это дает нам надежную опору для понимания, какой должна быть инвестполитика современной России на ближайшую перспективу.
Структура инвестиций в основной капитал (капвложений) в России и РСФСР с 1956 по 2010 годы (%)
* До 1991 года – жилищное хозяйство (строительство), после 1996 года – операции с недвижимым имуществом. Источник: «Эксперт» на основе данных Росстата и сборников «Народное хозяйство РСФСР за 70 лет», «Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.»
Произвести хоть что-то для народа
Экономика РФ сильно зависит от импорта продуктов и товаров. Правительство принимает меры: серьезно улучшилась ситуация в сельском хозяйстве и АПК, получивших доступ к дешевым займам. Свинины, птицы и сои на душу населения сейчас производится больше, чем в лучшие советские годы. Но доля инвестиций в сельское хозяйство в 2–3 раза ниже, чем в СССР. В ближайшие 10 лет в производственный оборот нужно вовлечь максимум направлений сельского хозяйства.
Самое главное сегодня – производство товаров широкого потребления. В этом мы отстаем от развитых стран настолько, что невозможно указать набор каких-либо рецептов для исправления ситуации. Но что-то делать надо.
Капвложения – это и расходы на жилищное строительство. Советский опыт и здравая логика подсказывают: данный сектор фактически не задействован. В России по-прежнему строится мало жилья, количество квадратных метров, приходящихся на одного гражданина, хоть и растет, но в разы отличается от США и Европы. Нужны не косметические, а кардинальные меры по строительству качественного и доступного (дешевого) жилья по всей стране. Лучшего локомотива роста не найти. Благодаря жилищному строительству быстро разгоняются другие отрасли: производство стройматериалов, бытовой техники, посуды, мебели, текстиля...
Еще одно направление инвестиций, невостребованное до последнего времени, – ВПК. Речь не об атомных подлодках и баллистических ракетах, а о рядовой продукции – огнестрельном оружии, тактической военной технике, навигационных и радарных установках, полевых кухнях, госпиталях и т. п. Многое из этого производили по спецзаказу на обычных машиностроительных предприятиях, ныне переживающих не лучшие времена. Гособоронзаказ может спасти ситуацию. Крупные постоянные инвестиции помогут заводам провести модернизацию, закупить новые современные станки и войти на рынок гражданской продукции своего основного профиля, имея финансовую господдержку. Надо создать эффективную систему контроля над расходованием средств и качеством продукции. Тогда в машиностроении, самой сложной отрасли экономики, могут появиться десятки рыночно ориентированных игроков.
В советские времена Минобороны – заказчик военной продукции – содержало на гражданских заводах небольшой штат представителей заказчика, то есть «ревизоров» с широкими полномочиями, которые на местах контролировали расход средств, сроки исполнения контрактов и качество продукции.
На модернизацию предприятий ВПК до 2020 года правительство собирается выделить около 3 трлн. рублей, а на гособоронзаказ – почти 20 триллионов. В СССР на это тратили в сопоставимых ценах примерно столько же. При текущем уровне инвестиций в ВПК и разумном управлении ими наше гражданское машиностроение способно обрести новые конкурентные возможности. Тогда, вероятно, можно будет говорить и о возрождении отечественного станкостроения.
Еще одна сфера, важная для активизации инвестиций, – инфраструктура, отличная от трубопроводной. Нужны новые автомобильные и железные дороги, воздушные и морские порты.
По материалам журнала «Эксперт»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 08 (958) от 19 февраля 2013 года
79-летний бегун из Железногорска готовится к Олимпийским играм
В Курске открылись газовые заправки компании «Газпром газэнергосеть»
Ипотека Россельхозбанка – ответ на квартирный вопрос в Курске!