С новым ГОСТом!
В Курске может быть демонтировано до 100% рекламных щитов. Все они не соответствуют нормам нового ГОСТа о наружной рекламе на автомобильных дорогах, вступившего в силу с 1 июля. Новый государственный стандарт уже поверг в легкий шок московское рекламное сообщество: в столице требованиям ГОСТа не соответствует расположение 50–70 процентов баннеров, а следовательно, они подлежат демонтажу. В Курске ситуация обстоит еще хуже.
Если взять для примера только одну улицу Ленина, то сразу станет ясно, что удовлетворить всем требованиям нового ГОСТа просто невозможно. Так, новые нормы предусматривают, что расстояние от рекламного щита до ближайшего светофора или дорожного знака должно быть не менее 120 метров. Но в центральной части города дорожные знаки и светофоры почти на каждом шагу, и найти место, где между ними было бы необходимое расстояние, практически невозможно. Или, скажем, требование о том, чтобы предусматривать «треугольники видимости» до 40 метров на нерегулируемых перекрестках. Как известно, в Курске многие светофоры в целях экономии ночью работают в мигающем режиме, а значит, перекресток становится нерегулируемым. Как прикажете поступать в таком случае владельцу баннера? Ведь днем реклама соответствует нормам, а ночью – нет. Может быть, владелец должен убирать на ночь свой рекламный щит?
Много в новом ГОСТе и других откровенных нелепостей или неясных определений. Например, сказано, что расстояние от края рекламного щита до бровки земляного покрытия или бордюрного камня не должно превышать 5 метров. Но совершенно неясно, что следует считать «краем» рекламной конструкции. Как известно, у щита есть опора, а есть рекламная поверхность. И вопрос, до края чего отсчитывать 5 метров, можно оспаривать сколько угодно. А значит, можно придираться и штрафовать владельцев рекламных щитов до бесконечности. Невыполнимые требования, заранее заложенные в новые правила, дают широкий простор для чиновничьих злоупотреблений и взяток.
Между тем, «наружка» – один из главных источников дохода для большей части некрупных агентств, и новый ГОСТ уже нанес по ним удар сокрушительной силы. Как нам стало известно, некоторые рекламщики, например, фирма «Рейнбоу» уже начали распродавать свои щиты, понимая, что не смогут теперь продолжать заниматься этим бизнесом. Более крупные предприниматели тоже понесут весьма ощутимые убытки, ведь установка одного щита стоит около 50 тысяч рублей, а переделать его – все равно что установить заново. Как сказал владелец одного из курских рекламных агентств Павел Дохтаренко: «Похоже, что новый ГОСТ – один из тех бюрократических документов, которые имеют своей целью «не пущать», для того чтобы в «исключительных случаях» все-таки давать «исключительное право» для «исключительных людей»».
Кто же будет давать это исключительное право? Оказывается, не градостроители, не архитекторы и не дизайнеры, а ГИБДД. Ведь именно без согласования с этой структурой невозможно получить разрешение на установку наружной рекламы. Однако в дорожной инспекции сейчас даже не предусмотрено специального отдела по согласованию этих вопросов, а назначенный заниматься этим человек является обычным сотрудником, которого также назначают в дежурства и которого непросто застать на рабочем месте. Так что если вы захотите получить разрешение на установку рекламного щита или согласовать существование старого, вам придется побегать. А вот за запретительными санкциями дело не станет, их дорожная инспекция уже начала применять. Многие владельцы щитов в Курске получили предписание устранить «недостатки». Странно, что перед этим никто и не подумал провести для них семинар, на котором разъяснил бы все, что вызывает вопросы, кривотолки и разночтения (а таких моментов, как уже было сказано, в новом документе много).
Несомненно, для того чтобы рекламный бизнес приносил доход в бюджет города, власти должны сделать так, чтобы с введением в силу нового ГОСТа курский рекламный рынок не пострадал. Ведь от этого может пострадать и городской бюджет, лишенный достаточно серьезного источника финансирования. Где здравый смысл, где наши депутаты, которым, казалось бы, сам бог велел вмешаться в этот процесс, ведь сейчас, перед выборами, именно они пользуются самыми востребованными рекламными поверхностями города? Все эти вопросы пока остаются без ответа. Как и другой вопрос: каким образом чиновники собираются выполнять задачу, поставленную президентом, – к 2010 году увеличить внутренний валовой продукт в два раза? Ведь подобными законами и правилами они перекрывают кислород не только рекламщикам, но и производителям товаров, кровно заинтересованным в рекламе своей продукции. Наверное, разумно было бы властям подумать и создать комиссию с целью по-хозяйски подойти к исполнению новых норм, как это делается в других городах. В эту комиссию могли бы войти и представители ГИБДД, и городские архитекторы, и сами рекламщики. Хочется верить, что разумное начало должно победить, и в Курске придется сносить только те рекламные щиты, которые создают явную угрозу безопасности движения, а не все до единого.
Соб. информ. «Друг для друга»