Курянин будет воспитывать изобретателей
Инженер-электрик Вячеслав Коробов, у которого около 30 изобретений, задумал учить россиян... изобретать. Курянин утверждает, что этот навык может освоить любой. Все, что нужно – это всего лишь вооружиться постулатом «Нет идеального продукта!» и иметь желание что-то усовершенствовать.
Почему в нашей стране модно учиться танцам живота, осваивать единоборства и посещать психологические курсы по привлечению успеха, но в то же время отнюдь не престижно постигать изобретательство?! В том, что это так, Вячеслав Коробов убедился на практике, пытаясь внедрить собственную методику в университеты и предприятия, обращаясь в местные органы власти. К сожалению, его идею принимают без энтузиазма. А между тем, в эру перехода на инновационную экономику властям необходимо поддерживать изобретательство, уверен Вячеслав Иосифович. Сейчас мы – страна сырьевая, но настанет время, когда запасы нефти, газа, леса будут исчерпаны. Дальнейший курс развития государства – внедрение инноваций, на основании которых и сможет развиваться весь российский бизнес.
Как состязаться со всем миром?
Прежде всего необходимо сломать психологический барьер, связанный с двумя стереотипами. Во-первых, большинство людей полагают, что они не могут открыть ничего нового. «Как я со своим «слабым умишком» вступлю в состязание со всем миром, когда уже все изобретено?!» – описывает распространенную логику мышления Коробов. Второй стереотип – сложность процесса. Многие путают изобретения с инженерной разработкой и макетированием. Однако на деле изобретателям не нужно ни готовить чертежи, ни представлять макеты. Главное – это идея, которую надо описать, представляя экспертной комиссии.
Вячеслав Иосифович приводит в пример историю изобретения электрической лампочки Павлом Яблочковым. Инженер по образованию, Павел Николаевич работал начальником телеграфа на Московско-Курской железной дороге. В это время он так сильно заинтересовался электротехникой, что в возрасте 27 лет, в 1874 году, взялся освещать электрическим светом путь императорскому поезду. Работа существовавших в то время ламп была основана на принципе вольтовой дуги. Между концами углей, через которые пропускается электроток, возникает огненный язык дугообразной формы. Эта дуга, дающая яркий свет, возникает лишь тогда, когда концы горизонтально расположенных угольных электродов находятся друг от друга на строго определённом расстоянии. Чуть оно уменьшается или увеличивается, разряд пропадает. В XIX веке применяли механизм, который с определенной скоростью подвигал выгорающие стержни навстречу друг другу. Яблочкову все эти многочисленные неудобства с использованием ламп не давали покоя. И... Эврика! Ему в голову пришла мысль по-иному расположить угольные стержни – параллельно друг другу. Уже в 1876 году «электрическая свеча» Яблочкова ярко осветила парижский универсальный магазин «Лувр». Праздник «русского света».... Неудивительно, что дешевая и простая в изготовлении свеча начала победное шествие по белу свету. Уже через год лампочки русского изобретателя зажглись на набережных Темзы в Лондоне, потом в Берлине. Вскоре Яблочков вернулся в Россию, и его «свеча» озарила Петербург... Стоило такое изделие около 20 копеек и горело оно 1,5 часа.
«Человек – приспособленец, – размышляет Коробов. – А изобретателя отличает нежелание приспосабливаться к существующим условиям жизни и критический взгляд на вещи!»
Изобретения – это будущий капитал
Да, методика, подобная схеме преподавания Коробова, существовала и до него. В 50-е годы в Советском Союзе ученым Генрихом Альтшуллером была разработана теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), однако она предусмотрена для изобретателей со стажем. «Как только патентоведы начинают читать свои лекции на производстве, курсанты сразу же скучнеют», – замечает наш собеседник. Методика же курянина современна и проста. Курс лекций рассчитан всего на 40 часов, то есть, если проводить занятия два раза в неделю, обучение в целом займет 2,5 месяца. Собственную методику инженер уже внедрял – когда жил во Владимирской области, он преподавал на двух предприятиях и в одном университете.
Были и конкретные результаты. Один из слушателей, к примеру, затопив квартиру соседей снизу, задумался над тем, как избежать подобных ситуаций. Он решил, что по всему периметру комнат на определенной высоте от пола нужно закрепить хлопчатобумажные фитили. Их через датчики необходимо соединить с электромагнитными клапанами на трубах. Система должна быть разработана так, чтобы при намокании ткани трубы в квартире перекрывались. А вот одна из девушек, прослушав курс лекции Коробова, задумалась над тем, как избежать появления мозоли на среднем пальце правой руки, возникающей от длительного нажима ручки при писании. Разработать ручку особой формы с выемкой в определенном месте?! Оказалось, ортопедические ручки уже существуют. Изобретательница пошла дальше, придумала матерчатый браслетик для верхней фаланги пальца на маленькой липучке. При этом уделила много времени подбору нужной ткани. Если подобный товар внедрить в производство и найти точки сбыта, от продаж можно получать существенные дивиденды. Именно в этом и есть суть инновационной экономики. В большинстве стран правообладателю товара дают пять льготных лет, освобождая от налогов. Когда наступает период налогообложения, хозяину идеи становится невыгодно вести бизнес, и он пускает все свои силы на новые разработки. Так и происходит обновление рынка товаров.
Оксана САНИЦКАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 22 (868) от 31 мая 2011 года
Шаг навстречу новым кадрам «Ренессанс Кредит» в Курске: успешный год